Профессия педагога требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества, и радует то, что, несмотря на все сложности, находятся люди, которые выбирают для себя в этой жизни труд учителя. Сегодня я хочу рассказать вам об Ирине Соловей – опытном учителе русского языка и литературы средней школы № 7, настоящем профессионале, мудром, талантливом и до глубины души преданном своему делу педагоге.

Соловей– Ирина Николаевна, как вы пришли в профессию учителя?

– После окончания школы, продолжая педагогическую династию (мама 42 года посвятила дошкольному образованию, сестра – преподаватель университета), я поступила в педагогический лицей. Затем окончила Угличский педколледж, а в 2002 году – Ярославский педуниверситет имени Ушинского, факультет русской филологии и культуры. Моя профессиональная деятельность началась в 1998 году.

– Каким образом транслируете свой опыт коллегам?
– Участвую в конференциях, семинарах и профессиональных конкурсах. В 2017 году стала лауреатом областного этапа всероссийского конкурса «Учитель года». А прошедшей осенью победила в конкурсе «Педагог-профессионал» в номинации «учитель основной и старшей школы».

– Насколько я знаю, вы рассказали о своей работе в проектах «Кинотекст» и «Свет миру», поделились опытом кинообсуждений со школьниками. Что значат для вас данные проекты, почему вы стали заниматься ими?
– Особая страница в моей жизни – сотрудничество с кинофестивалем «Свет миру». Анастасия Николаевна Беляева – научный сотрудник нашего историко-архитектурного музея, методист и организатор прекрасных праздников и занятий – однажды предложила моим школьникам стать членами детского жюри этого кинофестиваля. Ребята с неподдельным интересом ходили в галерею «Под Благодатным Покровом», поэтому с радостью приняли приглашение, никого уговаривать не пришлось. Дети смотрели кино, выставляли свои оценки, а я наблюдала. Мне тогда подумалось, что хорошее кино может стать панацеей от нескольких бед наших детей: от лени, скуки и праздности.
Дальше – больше! В нашем городе благодарю игумену Рафаилу появился новый музей авангардного и наивного искусства «Авангард.Углич» с интереснейшей, уникальной экспозицией. Батюшка предложил в нём смотреть фильмы, в том числе и кинофестиваля «Свет миру». Теперь взрослые люди были зрителями, а я отбирала те фильмы, которые могут пригодиться моим школьным детям. Так появилась методическая тема, изюминка моей педагогической деятельности.
Кино можно использовать не только на классных часах, но и на уроках, а главное – для подготовки к экзаменам. Эту свою идею я озвучила на конкурсе «Учитель года – 2017» в Угличе и Ярославле. Коллеги задумку поддержали, понравилась она и москвичке Ирине Николаевне Дядченко – руководителю образовательного проекта «Берега», которая предложила обобщить опыт. Теперь в рамках этого проекта у меня два методических пособия для выпускников и дошкольников.
Также Ирина Николаевна попросила составить список книг и фильмов для внеурочной деятельности. Так появился проект «Доброе кино и книги детям». Благодаря ей мне довелось принять участие в проекте «Читай и смотри». Вышла в свет ещё одна книга о любимом месте – о храме Михаила Архангела «что в Бору».

– Ирина Николаевна, вы стараетесь развивать киновкус у своих школьников. А как обстоят дела с литературой?
– Думаю, нужно тщательнее отбирать литературные произведения, попытаться вернуть интерес детей к чтению. Это можно сделать путём увеличения количества часов на изучение русской и зарубежной литературы в школе. Двух-трёх часов в неделю ничтожно мало! И учебники должны содержать творческие, развивающие, интересные задания. Кроме того, нам самим надо смотреть хорошее кино и показывать его детям. Сегодня просто необходимо воспитывать на положительных примерах отечественной истории, показывать героев того времени, в которых мы нуждается как никогда, рассказывать об их поступках, которые раньше умалчивались или затушёвывались.

– Новые стандарты образования предполагают духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Как, с вашей точки зрения, возможно это осуществить?
– Нам, современным наставникам, сложно увидеть, почувствовать грань между духовностью и нравственностью, просто определить для себя значение этих слов. Как же можно рассказать детям о том, чего не знаешь сам? Я уверена: настало время во всех классах, начиная с первого, преподавать «Основы православной культуры». Эта необходимость продиктована и временем, и спецификой русской литературы. В основе многих классических произведений лежат православные ценности. Думаю, не секрет, что большинство школьников если и читают, то не понимают того, что хотел донести автор. Понять Достоевского и Гоголя, Пушкина и Лермонтова, Лескова и Шмелёва, не зная основных Евангельских сюжетов, сложно.

– Финалисты конкурса «Педагог-профессионал» участвовали в открытой дискуссии на тему «Педагогическая деятельность – это услуга или миссия?» Каков ваш взгляд?
– Я знаю только одну учительницу, которая выполняла миссию. Это Ираида Осиповна (Иосифовна) Тихова, работавшая в приходской школе сельца Архангельского Угличского уезда. Молодая, красивая, умная девушка намеренно отказалась от замужества с достойным человеком, от счастья материнства, объясняя это тем, что, имея своих детей, не сможет школьникам отдать всю любовь и теплоту. Для меня это подвиг, служение! Ничего страшного в слове «услуга» я не вижу. Мы работаем и получаем за это зарплату, правда, наша работа несколько отличается от остальных.

– Что вы думаете о статусе современного учителя?
– Я полагаю, что все мы (учителя, родители и те, кто об этом много говорит) оказались в плену советского образа наставника: непререкаемый авторитет, железная дисциплина, хорошие знания… Только за всем этим нет живого человека, который далеко не всемогущ! Поэтому по инерции, традиционно родители перекладывают на плечи учителя свои прямые обязанности, доверяя, но не всегда проверяя.

– Расскажите, пожалуйста, о своей семье. Изменяется ли отношение педагога к ученикам, их родителям с рождением собственных детей?
– С каждым рождённым ребенком, а у меня теперь их трое, стала лучше понимать мам, которые приводят своих детей в мой класс. Теперь, когда живу далеко от места работы, понятны бытовые проблемы, усталость родителей. Многие вопросы и проблемы родителей пытаюсь «снять» ещё до их появления. Имея взрослого сына и дочь-подростка, могу поделиться жизненным опытом, полученным мной как мамой. Многие родители моих школьников моложе меня, возможно, им мои советы пригодятся.

– Какие увлечения у вас есть?
– Думала, с годами моя увлечённость пройдёт, заботы как-то заставят повзрослеть, но куда там... Я всегда не расставалась с книгой, особенно сейчас, когда на это совсем нет времени, появилась жизненная необходимость читать. Теперь я понимаю свою маму, которая в молодости читала книги украдкой под одеялом. Я читаю много! Благодаря советам и рекомендациям отца Рафаила в руки попадают те книги, мимо которых я когда-то прошла. Сейчас их догоняю: Бёрджесс, Джойс, Оруэлл... Я открываю для себя другую, не русскую и не классическую литературу, как ни странно это звучит от учителя словесности. Ищу параллели с современностью и с нашей отечественной литературной традицией.
Ещё есть два вполне понятных женщинам увлечения: шитьё и любование красивой посудой. С годами чаще вспоминаю свою бабулю, Ольгу Васильевну Дорогову, красавицу и рукодельницу! Бабушка имела пятерых детей. Всегда вязала, пряла и шила. Сейчас и мне неудержимо хочется шить. Только бабушка делала это от необходимости, а я для отвлечения от проблем и грустных мыслей. В сентябре прошлого года мы с пятиклассниками побывали в рыбинском Музее советской эпохи: игрушки, плакаты, мебель того времени… Меня поразила посуда: чашечка как у бабушки, из которой пили молоко с земляникой. Такой простой «ситцевый цветочек», а сколько в нём радостных детских воспоминаний. Так и появилось новое увлечение – любование советскими или совсем старинными чашечками. Эти два увлечения какие-то очень русские: лоскутное шитьё и купеческое чаепитие. Сейчас это крайне нерационально, но очень хочется этим заниматься!

– Что вы понимаете под словом «любовь»?
– Любовь – это что-то тонкое, невесомое, хрупкое. И хочется любить это хрупкое и беззащитное, оберегать, обнимать. Получается, что любовь – это ребёнок, который зарождается от любви, и жить должен в любви, и вернёт потом эту любовь тому, от кого получил...

Беседу вела Надежда ЛОЖКОМОЕВА

ВРЕЗ 1
– Школа – это не только кропотливый труд терпеливых, мудрых, творческих наставников, но и годы, которые должны стать для детей счастливыми воспоминаниями и надёжным фундаментом для долгой успешной жизни. Поэтому задаю себе непростые вопросы: «Сможем ли сейчас быть такими учителями, о которых бы с благодарностью вспоминали выпускники? Сможем ли по-прежнему источать эту душевную теплоту, жизненную мудрость и, конечно, любовь?»

ВРЕЗ 2
– Учитель должен уметь быть выше веяний моды и обязан говорить на хорошем русском языке.

Добавить комментарий

Содержание сообщений не должно противоречить законодательству Российской Федерации, этике сетевого общения в сети интернет.
1. Объем публикуемого сообщения (основной текст сообщения): не свыше 1000 символов, включая пробелы.
2. Не публикуются объявления, не относящиеся к тематике сайта.
3. Не допускается публикация объявлений, содержащих слова или выражения ненормативной лексики (нецензурных) на любом языке. Не допускается также употребление слов или выражений, содержащих спецсимволы ($,#,%,& и другие) в непрямом значении символа.
4. Не допускается размещать: - объявления, содержание которых нарушает общепринятые морально-этические нормы; рекламные объявления; - объявления от имени компаний, агентств и иных посредников; - размещать объявления о незаконной деятельности или лицензируемых видах деятельности (покупка-продажа оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и пр.).

Администрация сайта вправе снять с размещения любое сообщение без указания причин. Администрация сервера не несет ответственности за содержание информации, содержащейся в сообщениях, не рассматривает претензии, связанные с опубликованными сообщениями.


Защитный код
Обновить

Календарь статей

Август 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Объявления

Реклама

Создание WEB сайта +7 (920) 657-44-16

Мы в соцсетях


 
 
 

Создание сайта | Михаил Заболтин